ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Положение о научно-исследовательской работе

1.     Общие положения

Научно-исследовательская работа является одним из основных направлений деятельности Института теологии и международных отношений им. Маммадибира ар-Рочи (ИТиМО). В своей деятельности при организации НИР вуз руководствуется Федеральным законом Российской Федерации – «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 № 125-ФЗ); Уставом Института теологии и международных отношений им. Маммадибира ар-Рочи (ИТиМО) и другими нормативно-правовыми актами в области образования. ИТиМО осуществляет НИР во взаимодействии с Министерством образования и науки, Комитетом по свободе совести, взаимодействию  с религиозными организациями, Комитетом по молодежной политике РД, другими вузами, научными организациями и общественными объединениями Республики Дагестан.

Целью  научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

 

2. Задачи вуза в сфере научной деятельности:

-       организация НИР и координация усилий ППС по исследованию проблем высшего профессионального образования;

-       актуализация тематики научных исследований выпускающих и межфакультетских кафедр;

-       содействие организации научно-исследовательской работы студентов;

-       подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей;

-       совершенствование издательской деятельности вуза;

-       координация связи кафедр и факультета с органами образования и различными учебными заведениями республики;

-       укрепление международного сотрудничества.

-       формировать интересы, склонности студентов к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

-       развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, искусства, техники, природы, общества и т.п.);

-       способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.


3. Основные направления научной деятельности

института

3.1Организация научно-исследовательской деятельности ППС.

3.1.1.Основными задачами научно-исследовательской работы преподавателей являются:

- исследование актуальных проблем в области фундаментальных и прикладных наук;

- поиск конкретных путей решения наиболее актуальных проблем, связанных с обучением и воспитанием будущих специалистов в области исламской теологии, экономике и менеджмента;

- внедрение результатов исследований в вузовскую практику и в производственный процесс предприятий и организаций;

- повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;

- пропаганда научных знаний среди студентов;

- укрепление связей института с ведущими научными центрами и высшими учебными заведениями Российской Федерации и Республики Дагестан;

 

3.1.2. Приоритетные направления НИР:

- совершенствование работы по разработке наиболее важных научных направлений, максимальное приближение проблематики исследований ППС к профилю подготовки специалистов и более широкое использование результатов научных исследований в учебном процессе вуза;

- активизация деятельности ректората, заведующих кафедрами по привлечению преподавателей к выполнению НИР;

- продолжение работы по повышению результативности проводимых исследований (издание научной и учебной литературы и т. д.);

- повышение значимости для науки и практики, проводимых кафедрами вуза научно-практических конференций, усиление связи с крупными научными центрами и вузами РФ и зарубежными странами;

- продолжение работы по привлечению преподавателей к участию в международных, всероссийских симпозиумах, конференциях и конкурсах;

- создание новых и совершенствование действующих научных школ;

- организация фундаментальных и прикладных научно-педагогических исследований, направленных на дальнейшее развитие высшего профессионального образования.

использование полученных результатов в образовательном процессе;

содействие подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышению научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;

практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к выполнению научных исследований.

 

3.1.3. Формы организации НИР

Основными формами организации научно-исследовательской работы преподавателей, подведения ее итогов являются:

- участие преподавателей в работе научно-исследовательских лабораторий, научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, «дней науки» и др.;

- издание монографий, учебников и учебных пособий, подготовка сборников научных трудов, методических указаний и т. п.;

- использование результатов научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе профессиональной школы;

- выступления на страницах печати, по радио и телевидению и др.

 

3.2. Организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС)

3.2.1. Задачи НИРС:

- развитие у будущих теологов, лингвистов, журналистов и экономистов склонности к поисковой, исследовательской деятельности, к творческому решению профессиональных задач;

- формирование у них умений и навыков применения исследовательских методов для осуществления практических задач в своей будущей профессиональной деятельности;

- воспитание из числа наиболее одаренных и успевающих студентов будущих преподавателей вузов и исследователей;

- повышение эффективности НИРС, расширение ее масштабов и сближение с плановой работой выпускающих кафедр института.

 

3.2.2. Принципы организации НИРС:

- последовательность изучения и освоения методов и техники выполнения научных исследований;

- очередность применения освоенных методов и техники в практических работах;

- логичность повышения степени трудности видов и форм научной деятельности, к которой привлекаются студенты; 

- преемственность их научной деятельности в период обучения по стадиям и уровням образовательного процесса;

- обязательность участия большинства должностных лиц и подразделений вуза в осуществлении комплексной системы научной деятельности студентов.

 

3.2.3. Формы и виды участия студентов в научной деятельности:

- НИРС, включаемые в учебные планы (подготовка курсовых и дипломных работ и др.);

- НИРС, выполняемые сверх учебного плана, (участие в студенческих научных кружках и проблемных группах, составление обзоров научной литературы, подготовка рефератов и докладов, подготовка рефератов, аннотаций и эссе, реферирование научных статей, составление тезисов сообщений, выступление с докладами, публикация научных статей, участие в выполнении НИР и др.);

- массовые мероприятия системы НИРС (студенческие научные конференции, семинары, «дни науки», выставки, дискуссии, диспуты и т.п.);

- состязательные мероприятия системы НИРС (студенческие олимпиады, конкурсы и т.п.).

 

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НИР

4.1. Научно-исследовательская работа ППС выполняется в соответствии с планом, ежегодно рассматриваемым на заседании кафедр, ученого совета и утвержденным ректором.

4.2. Научно-исследовательская работа в вузе проводится профессорами, доцентами, преподавателями и студентами.

4.3. За качество и сроки выполнения НИР и НИРС по вузу в целом несет ответственность проректор по научной работе. Ответственность за выполнение плана научно-исследовательских работ кафедры несет соответственно заведующий кафедрой. Заведующие кафедрами ежегодно представляют отчеты по научно-исследовательским работам преподавателей и студентов.

4.4. Проректор по научной работе и заведующие кафедрами организуют проверку выполнения планов научно-исследовательских работ путем обсуждения отчетов преподавателей кафедр.

4.5. Годовой отчет по НИР и НИРС вуза обсуждается и утверждается ученым советом вуза. Научно-исследовательская работа преподавателей должна быть достоянием всего коллектива. Материалы хранятся на кафедре и учебно-методическом отделе вуза.

4.6.Отчет о выполненной научно-исследовательской работе проводится каждым преподавателем ежегодно в конце учебного года на заседании кафедры.

4.7.Научно-исследовательская работа студентов планируется и проводится в соответствии с целями и задачами ИТиМО, индивидуальных интересов, потребно­стей и возможностей студентов.

4.8.Научными руководителями студентов являются преподаватели вуза.

4.9.Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется студентами совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учи­тывать приоритетные направления стратегии развития образовательного учреж­дения и индивидуальные интересы студента и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с заведующим и членами кафедры.

4.10.Научный руководитель консультирует студента по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.

4.11.Формами отчетности научно-исследовательской работы студентов являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, макеты и др.

4.12. Лучшие работы студентов (по решению студенческого научного общест­ва) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы территориального, регионально­го, федерального, международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

 

5. КРИТЕРИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

-          Актуальность выбранного исследования.

-          Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

-          Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх учебной программы.

-          Владение автором специальным и научным аппаратом.

-          Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

-          Практическая и теоретическая значимость исследования.

-          Четкость выводов, обобщающих исследование.

-          Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

- организация и осуществление книгоиздания, прежде всего издания учебной и методической литературы по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным государственными образовательными стандартами;

- выпуск служебной документации, бланочной продукции, научной литературы и других изданий в интересах обеспечения деятельности вуза;

- формирование в установленном порядке годовых тематических планов издания литературы;

- осуществление редакционной и производственно-издательской подготовки к выпуску издаваемой ППС литературы;

- подготовка материалов для вышестоящих организаций, ректората и ученого совета;

- организация контроля качества издаваемой литературы, в том числе качества полиграфического исполнения;

- ведение учета результатов издательской деятельности в установленном порядке.

7. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА

И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:

 

- поддержание стратегии развития системы подготовки научно-педагогических кадров и повышения их профессионального мастерства;

- увеличение доли профессоров и кандидатов, докторов наук в руководстве кафедрами;

- создание условий для научного роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов;

- привлечение для работы в вузе талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать студентов, готовить специалистов высокой квалификации;

- организация работы с молодыми специалистами по их профессиональной адаптации и развитию профессионального мастерства.

 

8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:

 

- дальнейшее укрепление международных связей отдельных преподавателей, кафедр и института в целом;

- изыскание для преподавателей вуза возможностей научной стажировки за рубежом;

- приглашение выпускников и преподавателей зарубежных вузов для проведения занятий со студентами;

- направление студентов на международные спортивные соревнования, подготовка резерва для участия в международных студенческих универсиадах, олимпийских играх и т.п.;

- участие в конкурсах программ, проводимых различными зарубежными ведомствами, фондами, учреждениями и организациями.