ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Положение об УМО

1.     Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет основное цели, задачи, принципы, направление деятельности, функции учебно-методического отдела (далее УМО) и регулирует его взаимосвязи с другими подразделениями института.

1.2.  УМО является ведущим структурным подразделением института в системе управления и координации учебного процесса.

1.3. В своей деятельности УМО руководствуется принципами, определенными Законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, а также правовыми нормативными актами в сфере образования, Уставом института, настоящим положением, приказами ректора и должностными инструкциями.

1.4. УМО осуществляет свою деятельность под руководством проректора по учебно-методической работе института. Непосредственное руководство деятельностью учебным отделом осуществляет начальник УМО.

1.5.  Структуру и штаты УМО утверждает ректор института.

2.     Цели и задачи

2.1Основной целью УМО является обеспечение высокого качества учебно-образовательного процесса, его модернизация и оптимизация, а также руководство, координация и контроль за деятельностью учебных подразделений института.

2.2 Задачи УМО:

·         учебно-методическое, нормативно-информационное и организационно-консультативное обеспечение и сопровождение учебного процесса и образовательной деятельности института;

·         разработка стратегий и концептуальных основ образовательной деятельности института;

·         разработка нормативных, экономических, методологических и организационных основ развития, совершенствования и модернизации учебного процесса;

·         координация учебной работы кафедр института;\контроль за ходом учебного процесса и реализацией учебных планов и нормативных документов по подготовке специалистов;

·         организация взаимодействия подразделений института в интересах повышения качества подготовки специалистов, модернизация учебного процесса в соответствии с современными требованиями, реализация стратегий развития образовательной деятельности института.

2.           Основные принципы деятельности

·         оптимизация учебно-образовательного процесса института;

·         непрерывность и преемственность уровней высшего профессионального образования;

·         реализация инновационных технологий и мероприятий в учебно-образовательном процессе, сохранение традиций и конструктивной стратегии в развитии института;

·         конкурентность  и открытость при определении приоритетных направлений образовательной деятельности, форм и методов организации учебного процесса в институте;

·         самостоятельность кафедр в решении вопросов содержания программ учебных дисциплин, и соответствия их утвержденным планам, графикам и нормативным материалам по реализации образовательной деятельности института.

3.           Основные направления деятельности

3.1.     УМО осуществляет работу по следующим направлениям

- организация взаимодействия подразделений института при разработке на базе государственных образовательных стандартов основной учебной документации вуза: образовательных профессиональных программ, учебных планов, рабочих учебных планов, расписаний занятий, экзаменов, зачетов;

-  анализ, обобщение информации и подготовка решений ректората по управлению учебным процессом;

-   планирование и организация учебного процесса;

- постоянное совершенствование нормативно-методической документации, регламентирующей учебный процесс;

-  контроль за использованием учебных площадей института;

-контроль за организацией и качеством проведения учебных занятий в соответствии с учебным расписанием и учебными планами института;

- контроль за подготовкой и проведением Государственных аттестационных комиссий, подготовкой соответствующей документации;

- разработка концептуальных и организационных основ интеграции, сотрудничества и координации деятельности кафедр института;

- внедрение передового опыта, включая компьютерные технологии, в учебный процесс института;

-  участие в оценке кадрового, учебно-методического и материально-технического потенциала учебных подразделений института;

- организация документации для лицензирования, аттестации и аккредитации образовательной деятельности института.

 

4.           Функции учебно-методического отдела

 

4.1 Готовит предложения по перспективному развитию наиболее конкурентноспособных и экономически эффективных образовательных программ базового высшего профессионального образования, участвует в их практическом внедрении.

4.2  Разрабатывает нормативные материалы и рекомендации по совершенствованию и модернизации учебного процесса, планированию учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, а также заведующим кафедрами и учебно-вспомогательного персонала кафедр,  контролирует взаимодействие между ними.

4.3  Контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов и выполнение учебных планов факультетов по подготовке специалистов.

4.4  Организует и контролирует подготовку и анализ итогов проведения Государственных аттестационных комиссий.

4.5  Контролирует подготовку и оформление личных дел студентов.

4.6  Контролирует организацию учебного процесса в соответствии с утвержденными учебными планами и учебным расписанием, осуществляет методическое руководство работой деканатов.

4.7  Формирует заявки на материально-техническое оснащение учебных подразделений и устанавливает их приоритеты.

4.8  Организует лицензирование новых специальностей и форм обучения в институте, готовит материалы по его аттестации и государственной аккредитации как высшего учебного заведения.

4.9  Контролирует использование аудиторного фонда института.

4.10          Разрабатывает учебные планы и программы дополнительного образования, организует  и контролирует их осуществление.

4.11          Участвует  в формировании учебного и учебно-методического фонда библиотеки института, контролирует эффективность его использования.

4.12          контролирует составление факультетами расписаний занятий и экзаменов;

4.13          отрабатывает и анализирует результаты текущей и семестровой аттестации студентов;

4.14          ведет учет и отчетность института по учебным вопросам;

4.15          обобщает данные факультетов и готовит материалы к статистическим отчетам;

4.16          составляет статистический отчет ВПО-1;

4.17          следит за выполнением факультетами и кафедрами распоряжений ректора и учебно-методического отдела, касающихся осуществления учебного процесса;

4.18          контролирует учебную деятельность деканатов, кафедр, оказывает им необходимую помощь;

4.19          корректирует графики учебного процесса факультетов, представляет их на согласование проректору по учебной работе;

4.20          совместно с деканами факультетов готовит ректору предложения о составе комиссий ГАК;

4.21          анализирует расписания занятий, их соответствие учебным планам, контролирует выполнение расписаний;

4.22          осуществляет контроль за выполнением студентами правил внутреннего распорядка в институте;

4.23          контролирует подачу звонков вахтерами учебных корпусов;

4.24          осуществляет оптимизацию учебных планов;

4.25          формирует потоки студентов для занятий;

4.26          контролирует ведение учебной документации кафедрами и деканатами согласно номенклатуре дел;

4.27          готовит проекты приказов и распоряжений ректора по регулированию учебного процесса;

4.28          контролирует оформление документации на преподавателей с почасовой оплатой труда.

5.     Организация работы

 

5.1В целях полного и своевременного выполнения возложенных на отдел задач, его  работа может быть организована в функциональных группах, создаваемых по предложению начальника отдела решением ректора или проректора по учебно-методической работе с привлечением как штатных работников отдела и других отделов и служб института, так и внеструктурных подразделений, временных творческих коллективов, подчиненных отделу на время решения поставленных перед ними задач.

5.2 Схему распределения служебных обязанностей между сотрудниками отдела и подчиненными отделу функциональными группами, а также персональные должностные инструкции утверждает проректор по учебно-методической работе по представлению начальника отдела.

 

6.      Взаимодействия учебного отдела

с другими структурными подразделениями

 

Для организации работы по основным направлениям деятельности УО взаимодействует со службами и подразделениями института.

6.1.  Взаимодействие с канцелярией.

 

·         УМО передает почтовую корреспонденцию для отправки за счет средств Института.

·         УМО получает копии нормативных и организационно-распорядительных документов в соответствии со списком рассылки, почтовую корреспонденцию, адресованную УМО.

 

6.2. Взаимодействие с отделом кадров

УМО передает:

·         служебные записки об установлении стимулирующих выплат работникам УО, о применении к работникам УО поощрений, о привлечении работников УО к дисциплинарной ответственности;

·         графики очередных отпусков работников (до 05.12. текущего года на следующий календарный год).

УМО получает:

·         копии приказов о предоставлении очередных отпусков;

·         приказы о движении контингента.

6.3. Взаимодействие с бухгалтерией:

УМО передает:

·         акты о списании основных средств, материалов, мягкого и хозяйственного инвентаря;

·         инвентаризационные описи;

·         акты приема-передачи основных средств;

·         приказы ректора и документы на оплату преподавателям-почасовикам.

УМО получает:

·         утвержденное штатное расписание.

 Работники УО в индивидуальном порядке получают:

·         денежные средства в виде заработной платы, пособий, материальной помощи, оплаты командировочных и хозяйственных расходов и т.п.;

·         доверенности на получение материальных ценностей.

6.4. Взаимодействие с деканатами факультетов

УМО передает:

·         распоряжения ректора по вопросам организации учебного процесса;

·         информационные письма о проведении совещаний по вопросам организации учебного процесса;

·         информацию о решениях учебно-методического совета Института;

·         утвержденные проректором по учебной работе расписания занятий, зачетно-экзаменационных сессий, перечень зачетов и экзаменов;

·         приказ о составе ГАК, ГЭК и расписание государственных аттестационных испытаний.

УМО получает:

·         графики учебного процесса по специальностям;

·         утвержденные учебные планы;

·         проекты расписания занятий;

·         проекты расписаний зачетно-экзаменационных сессий;

·         перечень зачетов и экзаменов;

·         проекты расписаний государственных аттестационных испытаний;

·         представление сведений о кандидатурах председателей ГАК;

·         сведения о движении контингента студентов;

·         сведения об итогах зачетно-экзаменационных сессий;

·         списки студентов по учебным группам.

6.5.Взаимодействие с кафедрами факультетов

УМО передаетраспоряжения ректора Института по вопросам организации учебного процесса.

УМО получает:

·         расчеты учебных часов;

·         учебные поручения преподавателей;

·         документы на преподавателей с почасовой оплатой труда;

·         представления на утверждение и изменения учебной нагрузки преподавателей;

·         сведения о выполнении учебной нагрузки преподавателями.

6.6.Взаимодействие с информационно-техническим отделом

УМО передает:

·         заявки на выполнение профилактических и ремонтных работ средств вычислительной техники.

·         служебные записки на предоставление доступа к электронным информационным ресурсам (базам данных) Института;

·         запрос на получение доступа к информационным ресурсам;

·         служебные записки на подключение к компьютерной сети Института.

 УМО получает:

·         в соответствии с подписанными ректором заявками качественное выполнение профилактических и ремонтных работ средств вычислительной техники;

·         УМО имеет доступ к электронным информационным ресурсам (базам данных) Института: инструкции пользователя;

·         доступ к информационным данным в режиме удаленного доступа;

·         доступ к локальной сети Института;

·         пароль доступа к информационным ресурсам управления.

Начальник УМО отчитывается перед ректором и проректором по учебной работе.

7.      ПРАВА

Начальник УМО является членом ректората.

Начальник УМО имеет право:

7.5.      Представлять ректору к поощрению сотрудников института за высокие результаты в обеспечении учебного процесса.

7.6.      Представлять ректору к взысканию за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка в институте студентов и сотрудников, а преподавателей только за нарушение учебной дисциплины.

7.7.      Вести служебную переписку в пределах прав, определенных положением о делопроизводстве.

7.8.      Участвовать в заседаниях совета института, советов кафедр, государственных аттестационных (экзаменационных) комиссий.

7.9.      Посещать занятия с целью контроля соблюдения дисциплины учебного процесса студентами и преподавателями.

7.10.  Давать указания заведующим кафедрами и деканам по вопросам организации и управлению учебным процессом, в части, делегированной ректором, и требовать их выполнения.

7.11.  Вести переписку с ведомствами и гражданами по учебным вопросам.