ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Из истории религиозного образования в Дагестане

Традиционная система исламского образования Дагестана имеет достаточно самобытную историю. Ислам в Дагестане берёт начало примерно с 20-го года хиджры. В 642 г. посланцы халифа вошли в город Баб аль-абваб (современный Дербент), где были построены грандиозная Соборная мечеть и семь квартальных мечетей. Это были первые мечети на территории сегодняшней России.

Примерно с этого времени в Дагестане появляются и мусульманские образовательные учреждения – мактабы. Первые образовательные учреждения (медресе и мектебе) в мусульманском мире возникли в X  веке в Багдаде, на территории Хорасана, а к концу XI века - и в Дагестане, где  появилось новое учебное заведение, медресе в селении Цахур, которое было построено по прототипу багдадского. В этой связи приведу исторический факт: Хаким Бин Ибрахим Ад-Дагестани, один из известных правоведов шафиитского мазхаба Дагестана, получивший классическое образование у имама Аль-Газали, преподавал в медресе Ан-Низамия в Багдаде.

Примерно до 14 века нашей эры уже сложилась целая система исламского образования в Дагестане, имевшая разные ступени подготовки: мактаб, медресе, индивидуальное обучение у мусульманских учёных – алимов и шейхов. Обучение у шейхов считалось высшим звеном образования, где ученик духовно совершенствовался и получал самую высокую ступень духовного развития.

Начальной  ступенью системы мусульманского обучения в Дагестане были мактабы, которые обычно организовывались при мечетях. В мактабах заучивали отдельные суры Корана, обучали порядку совершения религиозных обрядов, а также знакомили с основами Ислама, истории пророков и языкознания.

Настоящий образовательный уровень достигался в медресе. Медресе организовывались обычно крупными учёными, алимами, в роли которых чаще всего выступали имамы  мечетей. В Коране Всевышний чётко указывает на достоинство знания учёных: «Аллах возвышает степень тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание!».

За многовековую историю в Дагестане сложилась стройная и целостная система методологии и психологии преподавания канонических, правовых, общественных и естественных наук. Поэтому не правы те, кто считает, что исламское образование не имеет традиций методики и психологии преподавания наук. Мы имеем такой опыт и опираемся на него. Это оправдано практикой всех веков Ислама в Дагестане.

В Дагестане изучались разнообразные науки, но в основном 12 наук, после усвоения, которых человек считался алимом: это морфология, синтаксис, логика, риторика, акида, фикх, основы фикха, хадисоведение, корановедение, сира (жизнеописание Пророка), астрономия; также глубоко и всесторонне изучали суфизм. В ходе образовательного процесса в Дагестане, арабский язык стал  научно-литературным языком общения, а также и языком  делопроизводства. Параллельно изучались фарси и тюркские языки. Когда ученики спросили великого учёного Муслима аль-Уради, сколько времени необходимо для изучения этих 12 наук, он ответил – 15 лет.

Мусульманская арабо-язычная школа в широком смысле воспитала и дала миру многих  выдающихся дагестанских учёных, получивших широкую известность в странах мусульманского Востока. К примеру, это Садрудин Сулейман Алакзи, Абдлухамид Аффанди аль-Ширвани, Магомед бин Муса аль-Кудутли, Давуд аль-Усиши, Муртазали аль-Уради, Зайнудин-хаджи Али аль-Кабир бин Мухамад Гъази аль-Гумуки - автор брошюры «Мухтасар», который встречался в Мекке с Ибну Хаджаром Хайтами и т.д. Традиционно в Дагестане каждый народ имел и высоко ценил своих алимов. 

О больших успехах системы исламского образования в Дагестане говорит и то, что у нас сложилась  национально самобытная литература на арабском, персидском и тюркском языках на основе аджамской графики.

Известный татарский учёный Риза Фахретдин считал, что такие науки, как право, хадисоведение, риторика, лексикология и морфология арабского языка, делают дагестанскую образовательную систему и всё наследие дагестанских алимов более полезным и продуктивным. Шейх Мухаммад, известный как Кази Акай из Казани, писал, что совершенство в знаниях он получил у шейха Ахмада Дагестани, ученика Мухаммада  аль-Кудутли.

В первой четверти XX века (во время  Османской империи) весь Дагестан был охвачен всеобщим образованием в  примечетских школах (фарзуль гайн).

Особую роль в сохранении и передаче исламских знаний в Дагестане, и на Кавказе в целом, в эти сложные исторические периоды развития нашей страны сыграли суфийские шейхи, которые вели огромную работу по сохранению Ислама. Именно благодаря суфизму в Дагестане была сохранена преемственность исламских знаний и традиций.

http://www.islamdag.ru