ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Основная образовательная программа по направлениею "Теология" (2 поколение)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИМЕНИ МАММАДИБИРА АР-РОЧИ»

 

Утверждено  

Ректор ИТИиМО

«___»__________2013

___________Ханмагомедов Я.М.   

Принято

решением

 ученого совета ИТиМО

от  «__»___________2013

  Протокол № ___________

 

                                                                                                      

 

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

 

Направление подготовки

031900 Теология

 

 

Квалификация (степень) выпускникаБакалавр

 

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

Форма обучения - очная

 

 

Махачкала 2013

1.                  Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемаяИнститутом теологии и международных отношений имени Маммадибира ар-Рочи по направлению подготовки 031900 «Теология» представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 031900 «Теология»

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

·Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 29.12.2012 г. ФЗ №273) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

·Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

·Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Теология», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2000 г. №686;

·Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

·Устав вуза Института теологии и международных отношений имени Маммадибира аро-Рочи.

1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 031900 «Теология»

Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.

Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – специальные дисциплины;

ФТД – факультативы.

1.3.1. Целью ООП бакалавриата по направлению подготовки 031900 «Теология» и профилю подготовки «Систематическая теология конфессий (Ислама)» является:

- Развитие у студентов личностных качеств, а также общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению подготовки

- Готовность применять полученные знания по профилю «систематическая теология Ислама» для продолжения научной специализации в области теологии, решения практических задач, имеющих теологическую проблематику, экспертной деятельности.

- Умение решать научные задачи в области профильной специализации под руководством и по программе разработанной специалистом.

1.3.2.Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 031900 Теология при очной форме обучения 4 года.

Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не превышает в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

При заочной форме обучения студенту обеспечивается возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

1.3.3. Всего часов теоретического обучения: 6912 часов.

1.3.4. Квалификационная характеристика выпускника.

Бакалавр теологии подготовлен к выполнению научно исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности.

Образовательная программа по подготовке бакалавра теологии носит светский характер. В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование бакалавров теологии не преследует цели подготовки священнослужителей.

1.3.5. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлению 031900.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного).

2.                  Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 031900 «Теология».

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 031900 «Теология» и профилю подготовки «Систематическая теология конфессии» включает:
- научно-исследовательские учреждения;
- учреждения системы высшего, общего и среднего профессионального, дополнительного, довузовского и послевузовского образования, институты повышения квалификации;

- общественные советы и экспертные общества, в том числе государственные, муниципиальные, общественные, конфессиональные, международные и межконфессиональные;

- органы законодательной, судебной и исполнительной власти;

- структуры и организации обеспечивающие национальную и общественную безопасность и правопорядок;

- конфессиональные, некоммерческие и общественные организации и другие структуры гражданского общества;

- организации Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, органы социальной поддержки и адаптации населения;

- средства массовой информации;

Коммерческие организации и предприятия.

2.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 031900 «Теология» являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в Исламе и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 031900 Теология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская;

- учебно-воспитательная;

- социально-практическая;

- экспертно-консультативная;

- представительско-посредническая;

- организационно-управленческая.

А)  научно-исследовательская:

- сбор и систематизация информации по теме исследования;

- составление разделов научных отчетов, пояснительных записок;

- подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

- участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;

- решение частных научных вопросов, поставленных в ходе исследований;

Б)  учебно-воспитательная:

- преподавание в учреждениях общего образования;

- работа в качестве учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, методистов) в учреждениях высшего профессионального образования;

- ведение семинарских и практических занятий по теологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования;

- составление библиографии и историографических обзоров к учебным курсам (базовым и специальным);

- работа куратором учебных групп и участие в организации студенческих мероприятии;

В) социально-практическая:

- работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации; 
- работа в благотоворительных и некоммерческих организациях в области сохранения традиционных ценностей общества;

Г) экспертно-консультативная:

- участие в составе экспертных комиссий во всех областях профессиональной деятельности теолога;

- участие в составе консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога;

Д)  представительско-посредническая:

- работа в координационных структурах с участием конфессиональных организаций;

- осуществление представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога.

- деятельность в СМИ, учреждениях культуры и искусства;

Е)  организационно-управленческая:

- работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала в организациях и предприятиях во всех областях профессиональной деятельности выпускников;

- участие в подготовке и проведении различных мероприятий (конференций, семинаров, презентаций и т.д.);

- выполнение конкретных задач по организации и проведению научно-исследовательских работ.

3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника по направлению 031900 «Теология»

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).

Бакалавр теологии должен обладать необходимой глубиной знаний в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин, соответствующих реализации его профессиональной деятельности.

В области физической культуры – знать и владеть основами формирования физической культуры личности, здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

В области философии, отечественной истории, культурологии, психологии, педагогики:

-          иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

-          понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

-          знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

-          иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

-          понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

-          иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

-          уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

-          иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

-          знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке;

-          владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

-          знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:

-          владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;

-          владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;

-          освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;

-          изучить характерные способы и приемы отбора языкового ма­териала в соответствии с различными видами речевого общения;

-          уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;

-          владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками;

-          уметь работать с оригинальной литературой по специальности;

-          иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);

По общепрофессиональным дисциплинам бакалавр должен обнаружить:

-          фундаментальную профессиональную подготовку по всем разделам теологии;

-          знание особенности религиозно-теологических оценок места религии в обществе, культуре, в сферах духовно-этической жизни, проблемы диалога верующих и неверующих, межконфессионального диалога;

-          умение свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать литературу по теологической проблематике на русском и одном из иностранных языков;

-          необходимые навыки для практической работы, предполагающей теологическую проблематику, в различных структурах и органах управления в системе государственной власти, в религиозных, общественных организациях и в коммерческих структурах;

-          умение осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать;

-          умение владеть основными навыками педагогической, методической и научно-исследовательской работы, межличностного общения и работы в коллективе, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, научно-литературной и редакторской работы.

Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях теологии.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.

4.  Содержание и организация образовательного процесса при реализации ООПбакалавриата по направлению подготовки 031900 «Теология»

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 031900 Теология содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график (приложение 1)

4.2. Учебный план (приложение 2)

5. Ресурсное обеспечение ООП

Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 031900 Теологияв Институте теологии и международных отношений имени Маммадибира ар-Рочи реализуется в соответствии с требованиями ГОС в виде обеспечения научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, составляет не менее 60%, ученую степень доктора наук или ученое звание профессора составляет не менее 10% ППС.

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование или ученую степень, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. 

ООП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам ООП.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературой.

При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся.

Библиотечный фонд полностью укомплектован печатными и частично электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- лекционные аудитории

- помещения для проведения семинарских и практических занятий

- кабинеты для занятий по иностранному языку

- компьютерные классы

При работе с электронными изданиями ИТиМО обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом и компьютером в классе с выходом в интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

5.1. Кадровое обеспечение учебного процесса по направлению 031900 «Теология»

В кадровом отношении реализация основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 031900 Теология обеспечивается по циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, а также математические и естественнонаучные дисциплины – педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися научно-исследовательской работой по данной дисциплине.

Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам читаются преподавателями, имеющими учёную степень, не ниже кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине.

Занятия по специальным дисциплинам проводятся преподавателями, утверждёнными Учёным советом вуза из числа рекомендованных региональным уполномоченным органом соответствующей религиозной организации.

Реализация основной образовательной программы бакалавра обеспечивается штатными преподавателями вуза.

5.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы бакалавра включает в себя:

– учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

– рабочий план;

– утвержденные вузом программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы специальных дисциплин;

– утвержденные вузом положения о курсовой работе, выпускной квалификационной работе бакалавра, государственном экзамене, педагогической, научно-исследовательской и производственной практиках, а также перечень примерных тем курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

– наличие компьютерного класса, доступного студентам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;

– наличие доступного для студентов выхода в систему Internet.

– наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-мето­дической литературы по всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента.

5.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

ИТиМО располагает материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техни­ческим нормам.

5.4. Организация практик

5.4.1. Педагогическая практика включает в себя:

– наличие руководителя педагогической практики у каждого студента;

– посещение студентом занятий (пассивная практика), проводимых руководителем педагогической практики;

– проведение под контролем руководителя педпрактики не менее 2 самостоятельных занятий (активная практика);

– обсуждение на заседании педагогического совета результатов педагогической практики студента и проставление итоговой оценки.

5.4.2. Научно-исследовательская практика включает в себя:

– написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

– освоение работы с библиотечными каталогами;

– обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

– участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;

– освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем;

5.4.3. Производственно-ознакомительная практика может включать в себя участие в работе студенческих, молодежных, общественно-политических и религиозных организаций, в работе приемных комиссий, участие в различных социально-креативных программах. Завершается практика письменным отчетом и рефератом в соответствии со сферой прохождения практики. По результатам практики выставляется зачет.

6. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в магистратуре по направлению 031900 Теология.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельное исследование, состоящее в обзоре, анализе, обобщении и оценке имеющейся литературы по той или иной теологической проблеме.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работе бакалавра определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Министерством образования Российской Федерации, государственного образовательного стандарта по направлению 031900 Теология и методических рекомендаций отделения теологии УМО университетов России.

Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза по теологии. Фонд оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин настоящего государственного образовательного стандарта.

Выполнение выпускных квалификационных работ является заключительным этапом обучения студентов в институте и имеет своей целью:

систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности, направлению и применение этих знаний при решении конкретных практических задач по специальности, направлению;

развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе проблем и вопросов;

выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики в области своей специальности, направления;

формирование умений и навыков оформления научной и другой документации.

Защита выпускных квалификационных работ проводится с целью:

проверки умений и навыков;

контроля уровня подготовки студентов (по всему спектру дисциплин учебного плана);

привития навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

Выпускные квалификационные работы бакалавров могут основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения или представлять собой специально выполненную работу.

Темы выпускных квалификационных работ должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры

Темы выпускных квалификационных работ ежегодно определяются выпускающими кафедрами, рассматриваются и утверждаются ученым советом факультета.

Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Студент может предложить для выпускной квалификационной работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Закрепление за студентом темы выпускной квалификационной работы по его личному письменному заявлению и по представлению выпускающей кафедры оформляется распоряжением декана факультета перед направлением студента на последнюю (в соответствии с ГОС производственную, преддипломную) практику.

С целью оказания помощи студенту в выполнении выпускной квалификационной работы выпускающие кафедры разрабатывают методические указания, в которых определяют порядок работы студента и устанавливают обязательный объем требований к выпускной квалификационной работе по данной специальности, направлению, и обеспечивают ими студентов.

Распоряжением декана по представлению выпускающей кафедры назначаются научные руководители выпускных квалификационных работ из числа профессоров и доцентов института. Научными руководителями могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий, а также наиболее опытные преподаватели и научные сотрудники института.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Периодическое обновление образовательной программы  обеспечения компетентности преподавательского состава.

Самообследование по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии).

Системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса).

Приложение 1

Календарный учебный график